ВСТРЕЧА

Главная » 2009 » Сентябрь » 12 »
19:01

Венера - вторая по удаленности от Солнца и по массе среди планет земной группы. Венера так же, как и Меркурий, не отходит на небе на большое расстояние от Солнца. В моменты элонгаций Венера может удалиться от нашей звезды максимум на 48°. Как и у Меркурия, у Венеры есть периоды утренней и вечерней видимости. Венера - третий по яркости объект на нашем небе. В периоды видимости ее блеск в максимуме составляет около -4,8. Снимок сделан не в видимых лучах. Изображение Венеры получено в ультрафиолетовом диапазоне 7 февраля 1974-го года "Маринером 10" Здесь отчетливо подчеркнута структура облаков планеты, неразличимая в видимом диапазоне из-за непрозрачной атмосферы..

Общие сведения

Расстояние от Солнца - 0,72 а.е., экваториальный диаметр - 12,1 тыс. км, 0,95 земного, масса - 4,9.1024 кг, 0,82 масс Земли. Период обращения вокруг Солнца - 225 дней. Планета названа так в честь богини любви.

История открытий

Прохождение Венеры по диску Солнца 2004-го года Прохождение Венеры по диску Солнца 1761-го года В телескоп, даже небольшой, можно без труда увидеть и пронаблюдать изменение видимой фазы диска планеты. Их впервые наблюдал в 1610-м году Галилей. Атмосферу на Венере открыл М.В. Ломоносов 6 июня 1761-го года (по новому стилю), когда планета проходила по диску Солнца. Это очень редкое явление, ближайшее состоится в 2004 году, 8 июня, а следующее за ним - 6 июня 2012-го года.

Самые зоркие из нас, людей, могут увидеть серп Венеры и невооруженным глазом. Такие случаи документально отмечены. Чем Вы хуже?

Первые две отечественные автоматические станции "Венера", направленные к планете в 60-х годах, не смогли достигнуть цели, сойдя с траектории. Первый же успешный в истории человечества межпланетный перелет совершила "Венера 3" Она достигла Венеры 1-го марта 1966-го года. Спускаемый аппарат "Венеры 4" на высоте 23 км от поверхности планеты разрушился, не выдержав суровых условий венерианской атмосферы. Спускаемые аппараты следующих двух "Венер" приблизились к поверхности еще на 3 км. Лишь спускаемый аппарат "Венеры 7" 15-го декабря 1970-го года достиг поверхности и проработал на ней 23 минуты, успев провести массу исследований в атмосфере, измерив температуру на поверхности (около 500°С) и давление (100 атмосфер).

Венера 8 Снимок поверхности Венерой 13 Впервые людям удалось увидеть поверхность Венеры 22 октября 1975-го года (в день, когда автору стукнуло 9 месяцев). Советская "Венера 9" и (позже) "Венера 10" приземлились (привенерились) и передали первые снимки. Аппараты садились на планету и раньше (первой была посадка "Венеры 7"), но тогда проводились другие исследования. Из-за высокой температуры аппаратура автоматических станций на поверхности может работать лишь несколько часов. Первую посадку на дневной стороне Венеры осуществила советская "Венера 8" (на черно-белом снимке). "Венера 13" и "Венера 14" исследовали состав венерианской поверхности, который оказался схож с химическим составом земной коры. Они же передали первые и до сих пор единственные цветные изображения поверхности Венеры.

Венера 15 "Венера 15" и "Венера 16" в 1983-м году с помощью радиоволн произвели картографирование большей части северного полушария планеты. Американский "Магеллан" в 1990-м году произвел почти полное картографирование Венеры, более детальное. Именно полученные им данные радионабдюдений с помощью компьютеров превратили в многочисленные изображения поверхности планеты. Все они являются результатом долгих трудов сотрудников NASA, которому и принадлежит часть авторских прав на эти снимки.

Снимок, полученный Вегой 1

К Венере приближались и другие аппараты. Например, в 1984-м году "Вега 1" и "Вега 2" (международный проект с советским участием).

Наблюдения планеты в видимом диапазоне длин волн затруднен близким расположением ее к Солнцу на небосклоне, а также (и в основном) плотной атмосферой Венеры, скрывающей поверхность. Радиолокоционные исследования наиболее информативны в этом плане.

Особенности вращения Венеры

С помощью радиоволн было установлено, что Венера вращается вокруг своей оси в направлении обратном направлению вращения почти всех планет - по часовой стрелке, если смотреть с северного полюса планеты. Вращается Венера очень медленно. Если исходить из общепринятой схемы образования Солнечной системы, следует ожидать вращения планет в одну сторону как по орбитам, так и вокруг оси. Для оправдания имеющихся исключений (Венеры и Урана), предполагают, в частности, возможные столкновения этих планет на ранних стадиях их формирования с крупными небесными телами. Катастрофа такого плана могла вполне повлечь за собою изменение ориентации оси вращения планет.

Химический состав, физические условия и строение Венеры

Венера - планета, ближе всех подходящая в движении своем к Земле. По своим размерам она схожа с Землей и так же обладает обширной атмосферой, хотя Венерианская воздушная оболочка куда как внушительнее Земной. Давление вблизи поверхности планеты составляет около 95 атмосфер! Состоит эта атмосфера, в основном, из углекислого газа с примесями азота и кислорода. Углекислый газ является причиной явления, которое называется парниковым эффектом. Сущность явления состоит в том, что углекислый газ, пропуская солнечные лучи позволяет нагреваться поверхности и воздуху в близи нее, но это тепло он не выпускает обратно в космос. Из-за этого поверхность Венеры сильно разогрета. На Земле этот эффект также наблюдается, но масштабы его гораздо скромнее.

Снимок верхних облачных слоев Венеры. 21 марта, 1995-го года, HST. Этот снимок получен 24-го января 1995-го года телескопом имени Хаббла с расстояния 113,6 миллионов километров. Облака Венеры состоят, в основном, из паров серной кислоты, воды же найдено в них очень мало. Эти облака постоянно скрывают от наблюдателей поверхность планеты, изучение которой, за исключением нескольких исследований космических аппаратов отечественной серии "Венера", ведется радиолокационными методами. В ультрафиолетовых лучах облака Венеры сильно отличаются друг от друга. Вероятно, они являются отражением воздушных течений, происходящих, так же, как и на Земле из-за разницы давлений. Светлые облака вблизи полюсов Венеры вытянуты параллельно дугам широт. Яркие участки в приполярных областях, видимо, являются промежутками между большими облаками, а темные показывают на наличие большого количество диоксида серы в верхних облаках. Уже после первых полетов космических кораблей к Венере астрономы узнали, что детали венерианских облаков движутся с востока на запад с преобладающими на планете ветрами, совершая полный оборот вокруг ее оси за 4 дня. Цвета на изображении усилены с целью увеличения контрастности.

Вулкан Гула Тонкая поверхностная кора когда-то делала Венеру самым активным небесным телом Солнечной системы, если говорить о поверхностях (у Солнца поверхности, напомним, нет). Радиолокационные наблюдения обнаружили на Венере множество вулканов и бывших лавовых рек.

Это - топографическая карта Венеры, составленная по исследованиям "Магеллана". На ней темным указаны самые высокие участки, а светлым - самые низкие. Участки поверхности расположены на карте так же, как и на тепловой карте Венеры (смотри ниже). Разрешение у экватора составляет 10 км и уменьшается кВ полюсам до 25-ти. Недостающая информация была позаимствована из наблюдений "Пионера" и "Венер". Самой высокой областью на севере является Земля Иштар с выделяющимися горами Максвелла - высочайшими на Венере. Они возвышаются на 11 км над поверхностью. На юго-западе Земли Иштар находятся высокогорные области Беты и Фебы, отделенные друг от друга большим скалистым районом, протянувшимся с севера на юг. Скорпионо-подобные очертания можно усмотреть вблизи экватора между 70° и 210° долготы. Это Земля Афродиты, включающая в себя несколько впечатляющих вулканов на своей восточной границе: Маат, Оз и Шапаш.

Эти карты поверхности Венеры - также результат исследований "Магеллана". Они показывают, насколько хорошо тот или иной участок отражает тепло. Исследования проводились в течение 2-х лет. Цвета показывают количество излучаемого тепла. Красный цвет соответствует максимальному количеству, а синий - минимальному количеству излучаемого тепла. Верхняя карта отображает часть поверхности планеты, расположенную между 69-ми параллелями. Карты внизу показывают две приполярных области до 44° широты. Рядом с экватором разрешение деталей на карте составляет 20 км, а к верхним широтам постепенно уменьшается до 100 км. Высокогорные регионы, такие как горы Максвелла (слева в центре на главной карте) или Земля Афродиты (справа в центре, вдоль экватора) обычно меньше излучают тепла, чем низменности. На более холодных планетах, таких, как Земля и Марс, это могло бы объясниться наличием воды или льда, но на поверхности Венеры температура поднимается до 470°C и вода не может там существовать. Некоторые теории обосновывают наблюдаемое явление наличием в породах электрически активных минералов, таких, как серный колчедан, которые могут излучать, если на них будет падать радиолуч радара. Но четких доказательств в подтверждение этой гипотезы пока нет.

Поверхность Венеры показана на пяти мозаичных изображениях планеты (A, B, C, D, E). Это такая попытка изобразить Венеру без атмосферы с разных точек зрения. Центр среднего изображения приходится на северный полюс Венеры. Центры остальных четырех лежат на экваторе планеты на долготах 0°, 90°, 180° и 270° восточной долготы. Недостаток в данных, полученных от "Магеллана" был восполнен ранее полученной информацией от "Венеры 15", "Венеры 16" и  "Пионера".  Цветовая окраска основана на данных "Венеры 13" и "Венеры 14".В  Яркость цветов для получения большей контрастности преувеличена. Светлый участок вблизи северного полюса планеты носит название гор Максвелла. Область, носящая название Овда (англ. Оvda) расположена в центре 3-го снимка (90° в.д.).Область Эйстла особенно заметна на 4-м снимке (180° в.д.). Темные разбросанные участки являются своеобразным окружением более молодых кратеров. Их количество и ряд других данных позволяют назвать возраст поверхности Венеры: 300-500 миллионов лет. В общем, темные участки изображения соответствуют более гладким участкам поверхности или запыленным ее участкам.

Маленьких кратеров ударного происхождения на Венере нет: мелкие метеорные тела сгорают в атмосфере планеты.

Венера в цифрах:

Масса

0,815 массы Земли

Диаметр