Самарский метрополитен (до 1992 года – Куйбышевский метрополитен) был открыт 26 декабря 1986 года. В настоящее время в его состав входит девять станций, восемь из которых подземные, а одна – надземная. Самарское метро было пятым по вводу в эксплуатацию в Российской Федерации и является одним из основных видов пассажирского транспорта города Самары.
История самарского метрополитена начинается в ноябре 1977 года, когда Совет Министров СССР утвердил постановление на создание технического проекта метро в Куйбышеве. Разработка проекта самарского метро была поручена институту "Метрогипротранс", который входил в состав Министерства транспортного строительства СССР. В свою очередь, "Метрогипротранс" доверил разработку технической документации самарского метрополитена "Горьковметропроект", что располагался в городе Горьком (сейчас – Нижний Новгород).
По окончании разработки технической документации самарского метро в сентябре 1980 года началась постройка перегона между станциями "Октябрьская" ("Алабинская") и "Проспект Ленина" ("Российская"). Хотя перегон был построен достаточно быстро, после возведения его законсервировали, так как было принято решение начинать строительство метрополитена с Юнгородка, в котором располагаются самые крупные промышленные предприятия города Самары.
Приняв решение о переносе строительства самарского метрополитена, в конце 1980 года началось возведение первой станции, получившей название "Кировская". В сентябре же 1981 года был установлен первый проходческий щит, после чего и началась так называемая "щитовая проходка" тоннеля между станциями "Безымянка" и "Кировская". Открытие же первой станции самарского метро планировалось приурочить к семидесятилетию октябрьской революции (7 ноября 1987 года).
Первые составы самарского метрополитена прошли по тоннелям накануне праздника октябрьской революции (6 ноября 1987 года). Подписание акта о приёмке первой ветки самарского метро, в которую входило четыре станции, состоялось 25 декабря 1987 года. Начиная же с 26 декабря 1987 года, самарский метрополитен был открыт для пассажиров. На сегодняшний день в самарском метро ходят составы из четырёх вагонов, которые обслуживаются в электродепо "Кировское", что рядом со станцией "Юнгородок".