Москва, которой нет. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
|
|
Главная в Москве церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией
Матери, стояла до революции в Китай-Городе, близ Лубянской площади, в
самом начале Никольской улицы. Она была основана по обету царицей
Натальей Нарышкиной там, где издревле стояла часовня с Владимирским
образом. Эта часовня, как и церковь, были основаны на той дороге и близ
того самого места, где в 1395 году москвичи с благоговением и страхом
встречали из Владимира чудотворный образ Богоматери, надеясь обрести
спасение от страшного Тимура, шедшего с войском на Москву.
И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был
основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская
часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская
Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж,
ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была
далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной
застройкой Никольской улицы.
Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена
здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали
в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по
московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до
построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий
Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить
крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне:
тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя
«Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом,
приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на
наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на
участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…
Никольские (Владимирские) ворота Китай-города. Ф.Я.Алексеев. 1800-е годы
И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь,
освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в
Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного
приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский
монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались
прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.
Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала
Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины
приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским
образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин
Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в
далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и
пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения
своего обетного храма ей дожить не довелось.
Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского
барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать,
летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена
она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход
из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега
крымского хана в 1521 году.
Фотография из альбома Найднова
Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к
Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его
духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у
Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом
посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой
«бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по
Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода
человеческого и Спасительнице Москвы.
Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому»
статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой
дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь
дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и
воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в
манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном
Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов
соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале
XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами,
жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа
Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной
иконы был «легковесен».
А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то
стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа
Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько
оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно
благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего
правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о
старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в
привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там
напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа
Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех
аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные
просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.
В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном
окладе, - тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу
Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.
А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую
поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на
пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал
знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены,
проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные
ворота часто именовались «Владимирскими».
У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по
величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой»
страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей
«Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в
бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший
сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою
домашнюю библиотеку.
Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в
память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный
букинистический магазин «Книжная находка».
Но судьба московской церкви оказалась печальной - осенью 1932 года она
была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была
снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой
московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.
Расскажи друзьям:
|