Что мы знаем о аккумуляторе
АККУМУЛЯТОР (лат. accumulator - собиратель, от accumulo -
собираю, накопляю) - наиболее распространенный среди химических
источников электрического тока прибор для накопления механической
энергии.
Аккумуляторная батарея является источником энергии для питания
потребителей тока на автомобиле при неработающем двигателе или
работающей с малой частотой вращения коленчатого вала. В большинстве
применяют свинцовые (кислотные) аккумуляторы. Они обладают небольшим
внутренним сопротивлением и способны в течение короткого промежутка
времени (несколько секунд) отдавать ток силой в несколько сотен ампер,
который необходим для питания стартера при пуске двигателя.
Электроды выполнены в виде пластин, одна из которых изготовлена из
губчатого свинца (Pb), а вторая - из двуокиси свинца (PbO2). В
результате взаимодействия электролита с электродами на них возникает
разность потенциалов.
Свинцовый аккумулятор представляет собой гальванический элемент - сосуд,
заполненный электролитом, в который опущены свинцовые электроды.
Электролитом является раствор чистой серной кислоты в дистиллированной
воде. Гальванический элемент впервые был изобретен в 1859 г. французским
химиком Гастоном Плантэ. Электроды накапливают электрическую энергию и
отдают ее стартеру в момент пуска двигателя, а потом вновь заряжаются от
работающего генератора. В самом начале, после их изобретения, они нашли
применения на подводных лодка, однако потом широкое распространение
получили именно у автомобилей. И вот уже более ста лет с помощью
аккумулятора заводятся все автомототранспортные средства.
Основными параметрами аккумуляторных батарей, подлежащими проверке,
являются уровень электролита, его плотность, напряжение аккумуляторов
под нагрузкой.
Аккумуляторная батарея имеет "обратимость". Она состоит в том, что после
каждого разряжения не нужно менять его химические материалы, как это
приходится делать в обыкновенном элементе. А зарядить ее можно,
пропуская через нее ток от другого источника электричества. Ток, проходя
чрез аккумулятор, разлагает вещества, образовавшиеся во время
химической реакции, обусловливавшей разряжение, и когда они совсем
разложены, аккумулятор заряжен. Обратимость аккумулятора обусловливает
его значение. Накопленный запас энергии зависит: от силы источника,
длительности накопления или заряжения и емкости аккумулятора (одного или
целой батареи).
Важнейшая характеристика аккумуляторной батареи - ее емкость. Это то
количество электричество, которое может отдать полностью заряженная
батарея при непрерывном электрическом разряде. Емкость измеряется в
ампер-часах.
Другая характеристика аккумуляторной батареи - плотность электролита.
Плотность электролита в работающей аккумуляторной батарее при заряде
увеличивается, а при разряде - уменьшается. Поэтому, измерив плотность
электролита, можно установить степень разряда аккумуляторной батареи.
Для измерения плотности применяют денсиметры или индикаторы плотности.
Плотность электролита в зависимости от типа батареи может находится в
пределах 1,18-1,29 г/см 3.
Оптимальная величина напряжения заряда аккумуляторной батареи в зависимости
от температуры электролита может быть определена по формуле:
U = 14,56 - 0,024 T,
где U - напряжение бортовой сети, измеренное на зажимах аккумулятора;
Т - температура электролита.
Аккумуляторы можно разделить на три уровня технологического исполнения:
-необслуживаемые;
- малообслуживаемые;
- обслуживаемые
Необслуживаемые аккумуляторы появились в 80-х годах, они самые дорогие и
у них нет отверстий для заливки электролита. Имеют большой пусковой ток
и ресурс выше на 20-30%, эти аккумуляторы требуют стабильность
напряжения в электрической системе.
Малообслуживаемые аккумуляторы имеют доступ в каждую банку и изредка требуют контроля уровня и плотности электролита.
Обслуживаемые аккумуляторы - самые дешёвые и наиболее популярны.
Параметры выбора АКБ
Главным критерием при выборе аккумулятора является номинальная ёмкость.
Генератор и аккумулятор должен подходить друг с другом так, чтобы
добиться зарядного баланса, исключающего разряд и перезаряд аккумулятора
или электрическое "голодание".
Другим важным значением при выборе аккумулятора является пусковой ток.
Для пуска двигателя с одинаковым рабочим объёмом двигателя в разных
моделях и марках машин может требоваться разное количество энергии. Это
вызвано тем, что двигатели имеют разную компрессию в цилиндрах, разное
количество распредвалов, а так же различные навесные агрегаты -
компрессор кондиционера, насос гидроусилителя, чем в сумме и
определяется, с какой силой всё это необходимо прокручивать при старте.
Аккумуляторы следующую маркировку. Условные обозначения и сокращения расшифровываются следующим образом:
- 12 V - номинальное напряжение 12 вольт;
- 55 Ah - номинальная ёмкость аккумулятора, измеряется в ампер-часах.
Это количество электричества, которое способна отдать полностью
заряженная батарея при разряде до минимально допустимого значения;
- 480 AEN; 650 A(EN); 450 A IEC; 420 A DIN; 600 A (AFNOR/EN); 275A(CCA) -
пусковой ток. Указывается на всех аккумуляторах и является очень важной
характеристикой. Может называться по-разному - ток стартерного заряда
(IP), ток холодной прокрутки (ICC, CCA).
Расскажи друзьям:
|