МиГ-29 - один из лучших в своем классе
реактавных истребителей четвертого поколения. «Мечта любого
пилота» - так о нем отозвался летчик германских Люфтваффе, на
вооружении которых состоит 24 самолета этого
типа, поставленных ранее Восточной Германии. Канадский
летчик-истребитель Боб Уэйд с общим налетом более 6500
часов (он стал одним из первых западных летчиков, пилотировавших этот
самолет) заявил: «Я поражен
маневренностью и управляемостью этого истребителя, особенно его
способностью изменять свою ориентацию в полете.
Это истребитель с потрясающей поворотливостью. Мне не дозволено делать
непосредственных сравнений с каким-либо
конкретным западным истребителем, но я могу сказать, что его
характеристики при воздушном показе вплоть до
участка малых скоростей полетной области не уступают или превосходят
то, что выполняется на западных истребителях
».
МиГ-29 создавайлся для
завоевания превосходства в воздухе в зоне боевых действий и на
небольших удалениях от
фронта и предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия
войск и тыловых объектов от ударов с воздуха,
противодействия воздушной разведке противника ночью и днем, в простых и
сложных метеоусловиях. Кроме уничтожения
воздушных целей на средних и малых дистанциях, в том числе и на фоне
земли, он может также поражать подвижные и
неподвижные, наземные и морские цели. По словам главного конструктора
М.Р. Вальденберга, МиГ-29 проектировался с
импользованием ряда отработанных на МиГ-23 конструктивных решений, но
его создание представляет собой шаг такого
же значения, как и разработка ранее самолета МиГ-15 после МиГ-9 -
реактивного первенца ОКБ. Это был один из
первых МиГов (наряду с МиГ-31), на котором были установлены
двухконтурные турбореактивные двигатели (вместо
одноконтурных на предыдущих самолетах) и радиолокатор со способностью
обнаружения целей на фоне подстилающей
поверхности. МиГ-29 стал также первой принципиально
новой машиной, созданной под руководством генерального
конструктора Р.А. Белякова (после кончины в 1970 г. А.И. Микояна -
одного из основателей ОКБ).
МиГ-29 превосходит по многим
параметрам свои зарубежные аналоги (F-16, F/A-18, «Мираж»2000).
Высокая тяговооруженность, отличная аэродинамика дают ускоренный
разгон, высокую скороподъемность, малые радиусы
виражей, большие угловые скорости разворота, возможность длительного
маневра с большими перегрузками. Самолет
может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки,
всеракурсный ракетный бой на ближних и
средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведовательных
самолетов, в том числе низколетящих на фоне
земли.
Считается, что первая советская эскадрилья МиГ-29
была сформирована в течение 1984 г. К январю 1986 г. МиГ-29
были поставленны во многие военно-воздушные части СССР.
Истребитель МиГ-29 оснащен
двумя турбореактивными двигателями системы Туманского тягой 8300 кгс с
использованием
дожига топлива. Двигатель бездымный с впрыскиванием воды при посадке,
как и другие двигатели Туманского. Огромные
крылья МиГа имеют много преимуществ: они обеспечивают высокую
подъемную силу при малой нагрузке на крыло.
Результатом является превосходная маневренность. Скорость разворота
просто впечатляет. Крыло снабжено полностью
открывающимися предкрылками, эффективными закрылками и
полуоткрывающимися элеронами.
Кабина МиГ-29 удивительно
просторна и накрывается большим фонарем, что обеспечивает большее поле
зрения, чем у
западных истребителей. Приборная панель практическиидентична таковой у
Су-27, что облегчает пилотам переход с
одной машины на другую.
Угол атаки МиГа сравним с углом атаки палубного
истребителя F/A-18 «Hornet».
Все подвески МиГ-29 могут
нести бомбы, либо другое вооружение класса «воздух-поверхность». МиГ-29
является универсальным
истребителем, способным как наносить бомбовые удары, так и завоевывать
превосходство в воздухе.
МиГ-29 - создан на долгую
перспективу. Впервые поднявшись в воздух около 20 лет назад, он и по
сей день остается лучшим в мире истребителем в своем классе. Мало
того, последняя его модификация, МиГ-29СМ,
впервые показанна на авиасалоне в Париже в 1995 году, является уже
полностью многофункциональным истребителем,
оснащенным высокоточным оружием «воздух-поверхность». Его ударная мощь
возросла в три раза по
сравнению с предыдущими модификациями.
Уникальная особенность МиГ-29 -
возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением
второго двигателя уже воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное
время при взлете по тревоге.
Вооружение включает одноствольную пушку ГШ-301
(30 мм, боекомплект 150 патронов, скорострельность
1500 выстрелов/минуту) в левом корневом наплыве крыла. Крыло имеет
шесть (восемь на МиГ-29К) точек подвески грузов.
Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльных узлах МиГ-29
могут быть установленны: шесть УР ближнего боя
Р-60М или малой дальности Р-73 с ИК ГСН; четыре УР ближнего боя и две
УР средней дальности Р-27РЭ с радиолокационной
или Р-27ТЭ с ИК системой наведения. Предполагается установка новой УР
средней дальности Р-77. Возможна установка
старых УР Р-23. Для действия по наземным целям самолет может нести
бомбы, блоки НАР калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм,
240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ-2. Возможно
использование УР класса «воздух-поверхность»
Х-25М с пассивным радиолокационным, полуактивным лазерным или
корабельным наведением, Х-29 (МиГ-29К) с ТВ или
лазерным наведением сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-31А
(МиГ-29К), дозвуковой противокорабельной ракеты
Х-35.
МиГ-29КВП - промежутточный вариант,
построенный для отработки взлета с трамплина и посадки на аэрофишинеры.
Может использоваться как боевой самолет, а также, как тренировочный
для летчиков корабельной авиации на наземных
аэродромах. Единственное его отличие от обычного самолета наземного
базирования - гак и усиленная конструкция.
МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель с электродистанционной
системой управления и улучшенным
оборудованием.
МиГ-29СМ - унаследовал от МиГ-29СЭ
(самолеты, подобные этой модификации, были поставленны в Малайзию) все
нововведения: увеличенная бомбовая нагрузка (до 4 тонн), дозаправка в
воздухе, ракеты с активной радиолокационной
головкой самонаведения РВВ-АЕ,
повышающий шанс победить в дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две
модификации по
основным параметрам не уступают или превосходят разрабатываемый
«еврофайтер» - истребитель следующего
поколения.
МиГ-29СМТ - новая экспортная модификация МиГ-29М. Унифицированная (т.е. в
последствии будет ставиться на
все российские истребители) кабина с тремя МФД, он легче на 900 кг за
счет импортной элементной базы. Новая РЛС
(с автоматическим картографированием местности). Дополнительные баки.
Бомбовая нагрузка (до 4 тонн ) и дальность
(до 3500 км) увеличены.
МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой
истребитель, снабженный системой дозаправки в воздухе. Экспортная
модификация.
МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант. Создан в 1981 г.
МиГ-29УБТ - двухместная модификация для выполнения специальных ударных заданий.
Первый полет 10.08.98
МиГ-29 с поворотными соплами двигателей -
экспериментальный самолет для отработки системы отклонения
вектора тяги, которая, возможно, найдет применение на многоцелевом
истребителе следующего поколения, разрабатываемого
с 1988 г. на основе МиГ-29.Постройка истребителя пятого поколения была
завершена еще в 1991 г., но он еще не смог
подняться в воздух из-за отсутствие средств на доводку двигателей.
МиГ-29 действовал на стороне
Ирака во время конфликта в Персидском заливе в начале 1991 г. в условиях
подавляющего
преимущества войск ООН во всех отношениях. Система ПВО Ирака была
уничтожена в самом начале конфликта и фактически
дело не дошло ни до одной воздушной дуэли. У иракских летчиков не было
сколь какого-нибудь серьезной
подготовки, и они уклонялись от любого вида боя.
Данные о числе сбитых МиГ-29
сильно различаются (официально сообщается, что 17.01.91 сбито 3, а
19.01.91 - 2
самолета), и даже сами американцы признают сложности с их
идентификацией. Дело в том, что для уничтожения МиГ-29
применялись УР «SPARROW» на средних дистанциях (порядка 20 км) что
делает невозможным точное
определение типа цели. Некоторые МиГ-29 были
уничтожены на земле и несколько - улетели в соседний Иран. По сведениям
из других источников, было потерянно 4 самолета, остальные перелетели в
соседний Иран. Третьи источники заявляют о
том, что ни один МиГ-29 сбит не был. Наверняка можно
утверждать только одно - ни один МиГ не был сбит в ближнем
воздушном бою.
МиГи имеют на своем боевом счету атаки наземных
целей в Югославии и СНГ. В начале лета 1992 г. МиГ-29
молдавских ВВС атаковали бомбами ОФАБ-250 наземных целей в районе
Тирасполя - столицы самовольно декларированной
тогда Приднестровской республики.
Простое сравнение разных боевых самолетов всегда
очень сложное дело, по «вине» не только разных
заданий, по которым рождался тот или иной проект, но и того, что
подробные результаты такого рода исследований и
испытаний обычно сильно засекречены.
В категории «легких» истребителей четвертого
поколения можно попытаться сравнить первый МиГ-29 с
американским F-16A, F/A-18A и французким Mirage 2000C.
Модернизированный МиГ-29СМ соответствует самолетам F-16A, F/A-18A и с
французским Mirage 2000C. Модернизированный МиГ-29СМ
соответствует самолетам F-16C, F/A-18C и Mirage 2000-5.
Следуещее поколение представляют шведский JAS-39A и
проходящий испытания EF2000 и RAFALE C. Им соответствует
МиГ-29М (МиГ-33).
МиГ-29 (9-12, 9-13), на первый
взгляд, уступает своим западным конкурентам технологическим и
производственным
исполнением, авиационным оборудованием (авионикой), ресурсом
двигателей, ограниченной дальностью, меньшей массой
полезной нагрузки, к тому же с ограниченными возможностями атаки
наземных целей.
НО! Он отличается выдающимися маневренными
качествами в уникальном диапозоне скоростей и высот, что
обеспечивается очень низким удельным весом планера и высокой
тяговооруженностью (за счет большой тяги двигателя).
Выделяется эффективной системой вооружения для
маневренного воздушного боя, простотой обслуживания, выносливой
и мощной конструкцией каркаса и низкой ценой.
Конструкция МиГ-29
суперсовременна в прямом смысле этого слова - она опередила время своего
появления. Она
единственная в категории сравниваемых нами «легких» истребителей
оказалась перспективной для перехода
самолета в следующее поколение, чтобы и там, в виде модернизированного
МиГ-29М, оказаться на вершине мирового
самолетостроения.
Главным предпологаемым противником МиГ-29
должен быть американский одномоторный
F-16. Анализы летных
проишествий при небоевой эксплуатации истребителей F-16,
проведенных в США, напрямую вроде бы не выявили преимуществ
двухмоторного истребителя перед одномоторным, концепция которого
представляется более привлекательной из-за своей простоты и
относительной дешевизны.
Причины, которые определили окончательный выбор
конструкторами двухмоторного варианта, были, вероятно,
следующими:
определенные преимущества двухмоторной машины при
исследованиях в аэродинамических трубах ЦАГИ, а также
ее вероятно более высокую живучесть в бою;
вполне возможно, что статистика аварий у двухмоторных
МиГ-25 была лучшей, чем у МиГ-23 и МиГ-27;
свою роль сыграла и не очень высокая надежность вновь
разрабатываемых в СССР двухконтурных реактивных
двигателей.
Практика действительно показала повышенную
безопасность и возможность выключения одного из двигателей в
полете, если приборы показывают изменение его эксплутационных
характеристик. Этим можно предотвратить его
сильное повреждение или даже полное уничтожение.
Интересно отметить, что разрабатываемые или уже
только поступившие в серийное производство и эксплуатацию
истребителей мира (за исключением «ультра-легкого» JAS-39 «GRIPPEN»)
являются
двухмоторными!
К недостаткамМиГ-29
относятся низкий межремонтный ресурс (350-400 часов) двигателя РД-33. В
последних сериях
он увеличен до 700 часов. Ресурс же двигателя F.100-PW-229 достигает
2000 часов, а F.110-GE100 - 1500 часов.
Значительно более высокий ресурс американских двигателей объясняется
принципиально другим подходом к плановым
ремонтам (по техническому состоянию, а не по количеству отработанных
часов, как в России). Такой подход требует
высочайшей квалификации обслуживающего персонала и качественно более
высокой степени диагностики отказов прямо в
авиачастях. Этот метод позволяет проводить сравнительно простую замену
деталей, работающих в наиболее напряженных
режимах в зависимости от их износа.
Впрочем, русские самолеты должны находиться в
строю всегда (даже и с менее квалифицированным техобслуживанием).
Поэтому диагностика и ремонт двигателей выполняются только на
специализированных рембазах.
Недостатком российских двигателей является и
видимый след дыма на режиме «максимал», что
облегчает обнаружение самолета в воздушном бою.
Для американского истребителя, оптимизированного
для скорости полета около М=1, был выбран нерегулируемый
воздухозаборниик, обеспечивающий удовлетворительную работу двигателя
приблизительно до М=2.
У МиГ-29, предназначенного для
достижения скоростей, больших на ~15%, уже необходимо пользоваться
сложным
регулируемым входным устройством, обеспечивающий работу двигателя до
М=2,3.
К тому же компоновка воздухозаборников,
расположение передней, худшее качество ВПП на отечественных
аэродромах, предполагаемое использование самолета с грунтовых ВПП
создает опасность засасывания посторонних
предметов в двигатель. Чтобы этого избежать, используется система
перекрытия воздухозаборников на взлете и
подача воздуха к двигателю через профилированные щели вверху наплыва.
Эта система, кроме очевидной сложности,
занимает дополнительный объем в каркасе.