Одним из символов Руси, заложенных в нас, где то на генном уровне,
является «Русская изба». Она воспета поэтами и художниками, и
воспринимается нами как целостная система этических и этнических
взглядов, обусловленных не только архитектурными нормами строительства,
но и христианским мироощущением и наших предков, и нас. Коллективизация
уничтожила глубинку, и традиционный крестьянский быт исчез из России, с
его несуетным достоинством и элегическим строем старинных деревень.
Навсегда ли?
В северной части Руси, с дремучими лесами и холодным климатом, пещера
или землянка превратилась в избу, по мнению ученых и археологов, еще во
втором тысячелетии до нашей эры. А с конца первого тысячелетия уже нашей
эры, бревенчатый стиль жилища считается сложившимся и утвердившимся.
Если поискать синонимы слову дом, в старославянском языке, то ответы
будут - строение, бревно, крыша и потолок. Единство и относительная
устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловили единообразие
развития строительства жилого дома, который в России издавна назывался
избой. Основой избы является сруб, с очагом внутри, то есть – печью, и
во многих домах той эпохи, складывалось впечатление, что сам дом
возводился вокруг печи. Именно возможность получать тепло и сохранять
его, сделало жилье человека – домом. Поэтому изба – это символ семейного
очага, потому что само слово – очаг – не мыслится без огня в печи; это
памятное начало русской жизни, ее самобытный корень. А без этого корня
увядает и самобытность русской архитектуры, и нашей жизни в целом
Русская изба имела прямоугольное основание, ориентированное по сторонам
света. Лицом, т.е. фасадом, дом смотрел на юг, вход старались делать с
восточной стороны, а печь же располагали с северной. Если по каким либо
причинам очаг располагали по левую руку, западной части, то работать
приходилось спиной к свету, что было очень неудобно, но и такое
строительство жилья было. Посмотрите, как сделан у вас вход в теплую
часть жилья, и если так как описано, вам не нужен фэн-шуй, он уже в
вашем доме.
Печь в доме была «царица», и обращались к ней «Госпожа». Занимая 1/3 или
1/4; всей площади, она не только обогревала жилье, но в ней готовили,
мылись, на ней, или около нее спали, она была семейным центром. Стены у
печи были глинобитные, с природным камнем в толщине стен, не знал народ
раньше кирпича. Со всего селения собирались молодые люди и с песнями и
прибаутками возводили за 2-3 часа очаг. На остатках глины хозяином дома
устраивался честной пир. Топилась же печь по черному почти до середины
XIX века, позднее – через приставную трубу, ну а сам потолок был не во
всех избах. Дым выпускался через специальные проемы, дымоволоки, или
через открытую дверь, а тепло в избе было за счет инерции печи, тепла
накопленного при горении. Все было подчинено сохранению тепла, а низкая
дверь хотя и заставляла кланяться при входе, но в основном не позволяла
выходить теплу. Так же и высокий порог у двери, спотыкач, берег тепло,
не впуская холодный воздух. Обязательной составляющей избы были сени,
неотапливаемое помещение, выражаясь современным языком, температурный
«порог», позволяющий сохранять тепло до 40%, отделяющие холод от тепла.
Дабы печь не разваливалась, углы у нее старались защитить, устанавливая
«печные столбы». На них и стены опирались специальные балки, которые
делили дом на женскую половину, мужской и красные углы. Эти балки от
печной копоти всегда были черными и звались «воронцами», не единожды
воспетые эпосом. Воронец, шедший к длинной стене, назывался полатным
брусом, поскольку поверх его устраивали полати, излюбленное место детей и
где спали. Воронец, шедший к передней стене, называли чуланным, и
использовался хозяйкой для повседневной посуды, зачастую отгороженный,
образуя небольшой чулан. Задний угол располагался под полатями у двери и
был мужским, где делалась практически вся мужская работа, от сетей и
лаптей, до конной сбруи. Печной угол – бабье царство, и не один мужчина
не мог входить туда без особого дела. Здесь варили, шили, пряли, вязали,
а у самого окна стояли жернова для помола зерна. Стены уставлены
полками для посуды и утвари.
Самое большое и светлое место называлось красным углом. Тут на стене
располагали иконы, на специальной полочке – божнице, под которой
находился стол, за которым собиралась вся семья. Стол был стационарным,
глинобитным, и был символом единства и неизменности, быть приглашенным
за который, считалось великой честью. Красный угол и стол в нем, вот
Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом и миром
формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в
последний путь. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб,
поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу.
И еще, изба – колыбель русского человека, многоликая утешительница его
печали. «Бревенчатая изба – как пушкинская поэзия, гениальна, прилично
проста, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг;
лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия» Н. В. Гоголь.
Расскажи друзьям:
|