Если бы Шерлок Холмс жил в наши
дни, то со
своим дедуктивным методом он мог бы прославиться еще и в деле
обнаружения неисправностей
в мототехнике. Но попробуем и мы, пользуясь наблюдательностью, логикой
и элементарными
знаниями конструкции скутера, обнаружить причины и ликвидировать
неисправности.
1. ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАЕТСЯ
Криминал: электростартер не проворачивает коленчатый вал.
Аналитика: выключена клавиша «Стоп двигателя» (если она
предусмотрена)
или не довернут до нужного положения ключ в замке зажигания.
Действия: сделать, как положено, - включить клавишу, довернуть
ключ.
Криминал: не горит лампочка стоп-сигнала, не работает
концевой выключатель
рычага тормоза.
Аналитика: не нажат рычаг одного из тормозов или возникла
неисправность
в электроцепи стоп-сигнала.
Действия: заменить лампочку, отрегулировать свободный ход
рычага тормоза
или заменить концевой выключатель рычага тормоза.
Криминал: перегорел предохранитель.
Действия: проверить и при необходимости заменить
предохранитель основной
цепи и цепи стартера (фото 1).
Криминал: место соединения клеммы с проводом покрыто
рыхлым налетом
окислов.
Аналитика: аккумуляторная батарея дает недостаточное
напряжение, что
может случиться из-за неисправности в цепи или если клеммы
аккумулятора окислились.
Действия: проверить цепь, при необходимости батарею
подзарядить. Очистить
клеммы от окислов.
Временная мера - запускать двигатель кикстартером.
Криминал: вы включили зажигание, нажали рычаг тормоза и
кнопку стартера,
а реле стартера все равно не щелкает.
Аналитика: неисправна цепь электростартера.
Действия: зачистить контакты на реле и стартере, «прозвонить»
реле,
электропроводку, обмотки стартера.
Криминал: при нажатии на рычаг кикстар-тера он
прокручивается, а
коленчатый вал двигателя не вращается; нога не ощущает сопротивление
ходу
рычага кикстартера.
Аналитика: сломались зубья шестерни кикстартера или
храповика. Действия:
заменить дефектные детали.
Криминал: электростартер проворачивает коленчатый вал, но
двигатель
не запускается.
Аналитика: карбюратор «сухой» (открутите дренажный винт
поплавковой
камеры -увидите). Варианты причин: засорился фильтр бензокрана,
неисправен
бензо-кран, засорился топливопровод, соскочил или негерметичен
вакуумный шланг
управления бензокраном.
Действия: очистить фильтр бензокраника, продуть
топливопровод, убедиться
в исправности автоматического бензокрана.
Криминал: топливо к карбюратору подводится, но не
поступает в попавковую
камеру.
Аналитика: заедает топливный клапан поплавка.
Действия: снять крышку поплавковой камеры и очистить седло
клапана.
Если не поможет, заменить клапан.
Криминал: вы выкрутили свечу, а она «мокрая» - покрыта
слоем несгоревшей
бензосмеси (фото 5).
Аналитика: чрезмерно богатая горючая смесь, что бывает из-за
слишком
высокого уровня топлива в поплавковой камере или из-за засора
воздушного фильтра.
Действия: разобрав карбюратор, проверить уровень топлива
(фото 2),
очистить воздушный фильтр.
Побочные явления: двигатель сразу запускается, если плеснуть
немного
бензина внутрь воздушного фильтра.
Аналитика: не работает автоматический пусковой обогатитель.
Действия: проверить исправность пускового обогатителя
(существует несколько
способов - они подробно описаны в руководствах по ремонту) (фото 7).
Криминал: на выкрученной из своего гнезда свече
зажигания не возникает
искра (в положении, когда металлическая часть свечи надежно
контактирует с
«массой» скутера).
Аналитика: неисправна свеча зажигания: пробит изолятор или
электроды
покрыты толстым слоем нагара (фото 3).
Действия: свечу зажигания очистить наждачной бумагой или
заменить.
Если искра и тогда не появится, провести диагностику других
элементов системы
зажигания.
Криминал: искра на свече зажигания образуется, но
слабая или «бегающая».
Аналитика: у свечи зажигания пробит изолятор.
Действия: заменить свечу зажигания.
2. ДВИГАТЕЛЬ ЗАПУСКАЕТСЯ С ТРУДОМ, РАБОТАЕТ НЕУСТОЙЧИВО
Криминал: мотор не «раскручивается», раздаются хлопки в
карбюраторе.
Аналитика: чрезмерно бедная горючая смесь, возможная причина -
подсасывает
воздух через неплотно закрепленный впускной патрубок или
поврежденные сальники
коленчатого вала. Вода в поплавковой камере.
Действия: заменить прокладку под патрубком и равномерно
закрутить болты
его крепления. Заменить сальники коленчатого вала. Избавиться от
воды в поплавковой
камере (открутив дренажный винт поплавковой камеры), продуть жиклеры
и каналы
карбюратора, заменить бензин в баке.
Криминал: искра на выкрученной свече зажигания (в
положении, когда
ее металлическая часть надежно контактирует с «массой» скутера)
образуется,
но поверхности изолятора и электродов сухие (фото 4).
Аналитика: не работает автоматический пусковой обогатитель
(если двигатель
холодный). Не образуется нормальная горючая смесь. Засорен жиклер
системы
холостого хода.
Действия: проверить исправность пускового обогатителя (см. п.
1). Продуть
жиклер и каналы карбюратора.
Криминал: на изоляторе и электродах выкрученной свечи
зажигания капельки
воды. Аналитика: вода проникла в бензин.
Действия: избавиться от воды в поплавковой камере.
Криминал: искра на выкрученной свече зажигания (в
положении, когда
ее металлическая часть надежно контактирует с «массой» скутера)
образуется,
но поверхности изолятора и электроды покрыты черным маслянистым
нагаром (фото
5).
Аналитика: марка свечи не соответствует тепловому режиму
работы двигателя
- ее калильное число выше положенного для данного двигателя (свеча
«холодная»).
Температура в рабочей зоне свечи недостаточна для самоочищения
электродов.
Действия: заменить свечу зажигания на более «горячую» (с
меньшим калильным
числом).
Криминал: двигатель заводится нормально, но вскоре
возникают перебои
в его работе и он глохнет.
Аналитика: засорилось вентиляционное отверстие в крышке
топливного
бака или засорились шланги, отвечающие за сообщение содержимого
бензобака
с атмосферой.
Действия: прочистить вентиляционное отверстие в крышке
топливного бака
или шланги.
Криминал: при нажатии на рычаг кикстартера не ощущается
сопротивление
сжатию газов в цилиндре.
Аналитика: предельно изношены поршень, цилиндр, поршневые
кольца.
Действия: проверить компрессию - с помощью компрессометра или
же замером
деталей (после демонтажа цилиндра). При подтверждении диагноза
двигатель требует
ремонта с заменой изношенных деталей.
Криминал: слышен звук прорывающихся газов, на головке и
цилиндре
образуются маслянистые следы.
Аналитика: повреждена прокладка под головкой цилиндра или
ослабло крепление
головки к цилиндру.
Действия: заменить прокладку и затянуть гайки крепления
головки к цилиндру
с нужным моментом (усилием) в очередности, рекомендованной
руководством по
ремонту.
3.ПОСТОРОННИЕ ЗВУКИ В ДВИГАТЕЛЕ
Аналитика, версия 1: повышенный износ деталей
цилиндро-поршневой группы.
Действия: двигатель требует ремонта с заменой изношенных
деталей.
Версия 2: нарушен тепловой зазор в приводе клапанов (у
4-тактных двигателей).
Действия: отрегулировать клапаны.
Версия 3: ослабла цепь в приводе клапанов (у 4-тактных
двигателей).
Действия: отрегулировать натяжение цепи.
Версия 4: выработались канавки в шкиве вариатора, по которым
перемещаются
ролики, а также сами ролики.
Действия: заменить изношенные шкив, ролики (возможно, и
другие детали
вариатора).
4. ДВИГАТЕЛЬ ГЛОХНЕТ ПРИ РЕЗКОМ ОТКРЫТИИ ДРОССЕЛЯ
Обстоятельство 1: двигатель только что был запущен.
Аналитика: двигатель прогрет недостаточно.
Действия: продолжить прогрев двигателя на холостом ходу.
Обстоятельство 2: двигатель хорошо прогрет.
Аналитика, версия 1: не отрегулирован карбюратор.
Действия: отрегулировать обороты холостого хода, при
необходимости
- главную дозирующую систему (см. п. 5).
Версия 2: неправильно работает вариатор.
Действия: см. п. 10.
5. ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ПРОИСХОДИТ НОРМАЛЬНО, НО ОН НЕ
«РАСКРУЧИВАЕТСЯ»
Криминал: густой дым на выхлопе, перерасход топлива, на
электродах
свечи зажигания черный налет (фото 6).
Аналитика: главная дозирующая система приготавливает
чрезмерно богатую
смесь.
Действия: отрегулировать качество смеси - опустить
регулировочную иглу
дросселя карбюратора на одно деление (канавку) вниз. Возможно,
потребуется
установить главный топливный жиклер с меньшим проходным сечением.
Криминал: двигатель перегревается, при разгоне слышна
детонация,
на электродах и изоляторе свечи зажигания белый налет. После
выключения зажигания
двигатель продолжает работать несколько секунд (детонирует).
Аналитика: главная дозирующая система карбюратора
приготавливает излишне
бедную смесь.
Действия: отрегулировать качество смеси - поднять
регулировочную иглу
дросселя карбюратора на одно деление вверх. Возможно, потребуется
установить
главный топливный жиклер с большим проходным сечением.
Криминал: двигатель работает необычно тихо (хотя и
легко запускается),
малодымный выхлоп, на разгоне мотор «не тянет».
Аналитика: забился нагаром глушитель, каналы и окна цилиндра
(в двухтактных
двигателях).
Действия: по возможности очистить нагар. Если глушитель забит
полностью
(воздух не проходит), глушитель заменить.
6. ПОСЛЕ НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ ЕЗДЫ ДВИГАТЕЛЬ ТЕРЯЕТ МОЩНОСТЬ
Обстоятельство 1: двигатель с системой воздушного охлаждения.
Криминал: не ощущается движение воздуха из-под кожуха
цилиндра, а
к сетке за-борника воздуха (с правой стороны мотора) не «прилипает»
лист бумаги
(если провести тест с бумагой).
Аналитика: сломаны лопасти крыльчатки вентилятора, другое
допущение
- кожухи системы охлаждения прилегают неплотно или местами
расколоты.
Действия: заменить крыльчатку и поврежденные кожухи (фото 8).
Обстоятельство 2: двигатель жидкостного охлаждения.
Криминал: подтекает охлаждающая жидкость, в бачке понизился
ее уровень.
Аналитика: неисправны узлы системы: насос, термостат,
радиатор.
Действия: заменить неисправные узлы.
7. ДВИГАТЕЛЬ НЕ РАЗГОНЯЕТ СКУТЕР ДО 50 КМ/Ч
Данные осмотра: спидометр оттариро-ван, не установлен
ограничитель
мощности или оборотов.
Аналитика, версия 1: конструкция скутера не рассчитана на
такую скорость.
Действия: все действия бессмысленны.
Версия 2: неправильно отрегулирован карбюратор, засорен
глушитель или
изношены детали цилиндро-поршневой группы.
Действия: см. п. 2 или меняйте скутер.
Версия 3: неправильно действует вариатор.
Действия: см. п.п. 9, 10.
8. ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ СКУТЕР НЕ ТРОГАЕТСЯ С МЕСТА
Криминал: неисправен вариатор.
Аналитика: сломана пружина ведомого шкива, оборван клиновой
ремень
(чтобы убедиться в этом, снимите крышку вариатора - поломки
воспринимаются
на визуальном уровне).
Действия: заменить дефектные детали.
Криминал: неисправно центробежное сцепление.
Аналитика: сломаны пружины башмаков, чрезмерно изношены
накладки башмаков
(выясняется в ходе визуального осмотра после снятия крышки
вариатора) (фото
9). Действия: заменить дефектные детали.
9. СКУТЕР ЕДЕТ РЫВКАМИ
Криминал: при езде ощущаются рывки.
Аналитика: проскальзывает ремень вариатора (из-за износа,
повреждения
или замасливания) или излишне выработаны поверхности шкивов.
Действия: заменить дефектные детали (фото 10).
10. СКУТЕР РАЗГОНЯЕТСЯ ВЯЛО, ЕДЕТ МЕДЛЕННО
Аналитика: в ходе недавно проведенного тюнинга вес грузиков
центробежного
регулятора или пружина ведомого шкива подобраны неправильно. Сломаны
или потеряли
жесткость пружины башмаков центробежного сцепления, изношены или
замаслились
накладки башмаков центробежного сцепления.
Действия: провести тюнинг более тщательно, предпочтительно с
участием
специалистов.
Расскажи друзьям:
|