Як-130
Лётно-технические характеристики
РАЗМЕРЫ САМОЛЁТА |
|
размах крыла (м) |
10,4 |
длина (м) |
11,25 |
высота (м) |
4,78 |
площадь крыла (м2) |
23,50 |
угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд (град.) |
31 |
МАССОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
максимальная взлётная (кг) |
9 000 |
нормальная взлётная (кг) |
5 700 |
топлива (кг) |
во внутренних баках - 1 750 |
максимальная боевой нагрузки (кг) |
3 000 на 7 – 9 узлах подвески |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ДВИГАТЕЛЯ |
|
тип, модель |
ТРДД АИ-222-25 |
количество |
2 |
максимальная тяга (кгс ) |
2 х 2500 |
тяга на крейсерском режима (кгс) |
2 х 300 |
тяговооружённость |
81 |
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
максимальная скорость на высоте крейсерского полёта (км/ч) |
1050 |
максимальная взлётная скорость (с полным запасом топлива) (км/ч) |
200 |
максимальная посадочная скорость (км/ч) |
195 |
практическая дальность полёта при максимальной заправке на высоте
крейсерского полёта (км) |
2 000 |
максимальная высота полёта (м) |
12 500 |
максимальная продолжительность полёта (ч) |
3 |
полётные углы атаки (град.) |
< 42 |
взлётная дистанция (с нормальной взлётной массой) (м) |
380 |
посадочная дистанция (с нормальной взлётной массой) (м) |
670 |
максимальная эксплуатационная перегрузка |
+ 5g/ - 3g |
максимальная установившаяся перегрузка на высоте 4572м (15 футов) |
5,2g |
подвесные топливные баки |
2 х 450 кг |
ЭКИПАЖ |
|
лётный (кол-во человек) |
2 |
РЕСУРС САМОЛЁТА |
|
лётных часов | 10 000 |
Вооружения
Пушечное | Подвесная пушечная установка ГШ-23Л калибра 23
мм на подфюзеляжном узле Пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушками
калибра 23 мм |
Управляемые ракеты «воздух - воздух» | Р-73, Р-60 (2-4
шт) |
Управляемые ракеты «воздух - земля» | Х-25МЛ |
Неуправляемые ракеты | С-8 (2-4 шт.) |
Разовые бомбовые кассеты | РБК-500 |
Зажигательные баки | ЗБ-500 |
Авиабомбы | ФАБ-500, БетАБ-500, ОДАБ-500, ОФАБ-250-270 |
Назначение
Учебно-боевой самолет ЯК-130 предназначен для обучения курсантов
летных училищ навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии
по наземным и воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5
поколений.
В ходе обучения летного состава в центрах боевой подготовки ЯК-130
обеспечивает подготовку летчиков на конкретный тип самолета и освоение
ими в полном объеме задач боевого применения. Может использоваться для
тренировки летного состава строевых частей с целью поддержания их
навыков пилотирования и боевого применения для экономии ресурса штатных
боевых самолетов, обеспечивая освоение систем бортового оборудования и
вооружения, отработку основ их боевого применения.
УБС ЯК-130 обеспечивает отработку 80% программы подготовки летчиков и
является одним из основных элементов учебно-тренировочного комплекса
(УТК).
Основные отличия
УБС Як-130 отличается совершенной аэродинамикой и большой
тяговооруженностью, что позволяет самолету выполнять полеты на всех
режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, и
эффективно решать боевые задачи. Наряду с высокой маневренностью самолет
отличается хорошими характеристиками на малых скоростях полета,
больших углах атаки и управляемостью на углах атаки до 35 градусов;
высокими характеристиками установившегося и неустановившегося
разворота, скороподъемностью, взлета и посадки; большой боевой
нагрузкой и возможностью применения высокоточного оружия.
Высоконадежная комплексная система управления с возможностью
перепрограммирования позволяет подготовить пилота для самолетов типа
Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Typhoon, F-22, F-35.
Конструктивные особенности
Планер учебно-боевого самолета Як-130 представляет собой моноплан
классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом,
двухместной кабиной типа "тандем" и двумя ТРДД. Гарантированно
безопасный ресурс планера составляет 10000 часов и может быть увеличен
до 15000 часов, что примерно соответствует выполнению 20000 посадок и
календарному сроку службы в 30 лет.
Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей РД-35 с
тягой 2200 кгс каждый, оснащенных электронно-цифровой системой
регулирования и увеличенной до 6000 часов наработкой. Представляет собой
модификацию двигателя ТРДД ДВ-2С (разработан Запорожским КБ "Прогресс"
для УТС L-59, передан Словакии для дальнейшего производства) и
выпускается словацким заводом "Поважске Строяне". Мощная силовая
установка обеспечивает хорошее позиционирование Як-130 среди других
самолетов этого класса.
Максимальная масса топлива во внутренних баках составляет 1750 кг,
нормальная - 850 кг.
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) представляет собой
новейший комплекс, основой которого является автоматизированная система
управления полетами и учебно-боевыми действиями с бортовой ЭВМ.
На самолете установлена развитая система объективного контроля
бортовых систем и действий летчиков. Предусмотрен контроль видеокамерой
положения рук, глаз, внутри и внекабинного пространства.
Вооружение Як-130 (АЕМ-130) в боевом варианте массой до 3000 кг может
быть размещено на 9 узлах внешней подвески в вариантах:
- управляемые ракеты Х-25МЛ класса "воздух-поверхность" (AGM-65);
- управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Р-73 (AIM -9L/M);
- противокорабельные ракеты (Marte Mk-2A);
- 4 корректируемые авиационные бомбы КАБ-500Л (Rockeye II);
- до 4 неуправляемых бомб калибра 500 кг, до 8 бомб калибра 250 кг
(Mk.83 и Mk.82);
- блоки с неуправляемыми авиационными ракетами Б-8М и Б-13Л
(AL-25-50, LAU-51);
- стрелково-пушечная установка УПК-23-250 (DEFA, Aden);
- контейнеры с разведывательной аппаратурой (VICON-601) или
аппаратурой РЭБ (ELT-55).
Летно-технические характеристики
Год принятия на вооружение: 1997
Максимальная скорость, (км/ч): 1050
Практическая дальность, (км): 1850
Боевой радиус, (км): 1315
Двигательная установка: 2 ТРД РД-35
Размах крыла, (м): 9,72
Длина самолета, (м): 11,49
Высота самолета, (м): 4,76
Площадь крыла, (м2): 23,52
Масса: пустого самолета (т): 4,5
нормальная взлетная (т): 6,35
максимальная взлетная (т): 9
Экипаж: 2 человека
Первый полет самолет совершил 26 апреля 1996 года под управлением
Андрея Синицына со взлетной полосы Летно-исследовательского института. В
течение 32 минут полета была достигнута скорость 350 км/ч на высоте
2000 м, имитировался заход на посадку с выпуском тормозного щитка, а
также осуществлен проход над аэродромом на высоте около 200 м с
последующим разворотом на предпосадочную "коробочку". Последующие
испытания подтвердили заявленные летно-технические и взлетно-посадочные
характеристики, возможность управляемого полета на углах атаки до 42
градусов.
Всего было произведено 300 испытательных полетов, в том числе
выполнена программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ. В
1997 году началась опытная эксплуатация 10 самолетов ЯК-130 в ВВС
России.
Самолет ЯК-130 участвовал в авиасалонах во Франции (Ле Бурже, 1997,
1999 гг.) и в Московских авиакосмических салонах (МАКС), начиная с 1999
года. Потенциальная стоимость программы ЯК-130 составляет 140-200
миллионов долларов.
Серийное производство Як-130 в России осуществляет ОАО "НАЗ "Сокол"
(г. Нижний Новгород)
Расскажи друзьям:
|