Если мотор «табуретки» вдруг затих,
проведите
проверку № 1: в баке есть бензин? Копи есть, ищите «засаду» в системе
зажигания.
Всегда хочется верить в простейшее - «кончилась» свеча. Отсюда
проверка № 2:
установите заведомо рабочую свечу, проверните мотор электростартером
или киком.
Движок завелся? Виновата она. Не заработал? Ищите дальше.
Попробуем оживить скутер ВМ Galaxy, его электросхема - типичная
для аппаратов
этого класса (отличия только в Suzuki Sepia).
Снимите пластик, разыщите элементы системы зажигания.
Коммутатор найти несложно:
это небольшая пластмассовая коробочка с разъемом, куда подходят 5
либо б проводов
с изоляцией разных расцветок. Обнаружить катушку зажигания еще
проще: к ней
от свечи зажигания ведет высоковольтный провод (он толще других).
Электромагнитный
датчик и генератор расположены в двигателе, но проверить их
работоспособность
можно и без его разборки.
Представьте, как действует электросистема. Напряжение
поступает с генератора
на коммутатор и накапливается в конденсаторе. По сигналу
электромагнитного
датчика конденсатор мгновенно разряжается на катушку зажигания. В
ней напряжение
этого импульса повышается до нескольких тысяч вольт и по
высоковольтному проводу,
через свечной колпачок, поступает на свечу. От коммутатора или
датчика к замку
зажигания подходит провод - он для того, чтобы глушить двигатель:
когда замок
выключен, провод замкнут на «массу». Ваша задача проверить все эти
цепи.
Вооружитесь цифровым мультиметром, настройте его на режим
измерения сопротивления.
Убедитесь, что двигатель находится в электрическом контакте с рамой
скутера.
Затем определите назначение проводов, подходящих к разъему
коммутатора. Начните
с провода «массы» (обычно он зеленого цвета) - между ним и рамой
сопротивление
должно быть равно нулю. К катушке зажигания подходят два провода:
один соединен
с «массой», другой идет на коммутатор. Посмотрите, какого цвета
«коммутаторный»
(найдете его в разъеме коммутатора).
Разберите «клюв» скутера. Освободите от защитного колпачка
замок зажигания.
Выберите среди проводов те, что к нему подходят. Тот, что
совпадает по расцветке
с одним из проводов на разъеме коммутатора, и есть «глушащий»
провод. Остается
определить назначение двух проводов -от питающей катушки генератора и
от электромагнитного
датчика. Черный с красной полосой, как правило, отдатчика, другой
-от питающей
катушки. Чтобы убедиться, что не ошиблись, измерьте сопротивление
между ними
и «массой»: сопротивление датчика в 2-3 раза больше, чем у
высоковольтной
обмотки генератора.
Электросхема Suzuki Sepia отличается от описанной: у нее
коммутатор и катушка
зажигания объединены в один корпус. Тут можно проверить только
провода, идущие
к нему, и сопротивление обмотки генератора, которая одновременно
является
и датчиком.
Проверять узлы удобнее и надежнее, если станете измерять
сопротивление на
клеммах проводов, идущих к коммутатору. Заодно проверите и проводку:
бывает,
что электроцепь разорвана в ней. Если мультиметр показывает, что
сопротивление
одного из них равно бесконечности, то, «двигаясь» вдоль него,
найдете обрыв.
«Движение» начните со свечного колпачка. Заглянув в него,
убедитесь, что
пружинка, установленная на контакте, не потерялась, а сам колпачок
надевается
на свечку с заметным усилием (если крепление ненадежное, двигатель
будет работать
с перебоями). Эта деталь обязательно должна быть оборудована
резиновым уплотнительным
кольцом - иначе в сырую погоду искра будет «убегать» на «массу».
Проверять вторичную обмотку проще одновременно с инспекцией
высоковольтного
провода и свечного колпачка. Снимите колпачок со свечи и проверьте
сопротивление
между клеммой, которая надевается на свечу, и «массой». У нас
получилось около
7,5 Ом, Теперь отсоедините колпачок от провода и определите
сопротивление
между проводником провода и «массой» - должно получиться около 2,5
кОм. Следовательно,
сопротивление помехопо-давляющего резистора 5 кОм. Сопротивление
провода должно
быть равно нулю.
Если понадобится заменить высоковольный провод, ищите только
тот, что с
металлической жилой. Автомобильный высоко-омный, имеющий волоки
истую жилу
с углеродным наполнителем, здесь непригоден!
Теперь наступил черед катушки зажигания. Здесь нужен цифровой
вольтметр
-сопротивление первичной обмотки незначительно, и стрелочный прибор
не даст
точных данных. Проверьте сопротивление между проводом, который идет к
катушке,
и «массой». Тут есть особенность. Если замкнуть щупы цифрового
омметра, его
показания обычно больше нуля. Запомните, сколько именно, и вычтите
эту величину
из показаний при проверке катушки. Разница должна быть равна 0,2-0,3
Ом -это
и есть сопротивление первичной обмотки. С катушкой зажигания все в
порядке?
Идем дальше.
Следующий этап - цепь «заглушки» мотора. Подсоедините
мультиметр к проводу,
идущему от колодки коммутатора к замку зажигания. Поверните ключ
зажигания:
в положении «выключено» прибор должен показать ноль, в положении
«старт» -
«бесконечность».
Остается проверить состояние электромагнитного датчика и
питающей обмотки
генератора. Найдите в разъеме коммутатора черный провод с красной
полосой,
измерьте мультиметром его сопротивление относительно «массы»: оно
должно составить
около 500 Ом. Это датчик. Сопротивление провода питающей обмотки (в
нашем
случае он синий с белой полосой) - 150-200 Ом. Если величина заметно
меньше,
возможно, в питающей катушке произошло внутреннее замыкание. В этом
случае
она уже не даст достаточного напряжения для искры. Если остались
сомнения
в работоспособности детали, обратитесь в мастер- скую: для демонтажа
и диагностики
генератора потребуется специальное оборудование. Попытаетесь
разобрать генератор
своими силами - можете его сломать.
Если все вышеперечисленные элементы системы зажигания в
порядке, а «массовые»
провода надежно соединены с «землей», но искры по-прежнему нет,
значит, неисправен
коммутатор. Проверить его в условиях гаража невозможно - придется
обратиться
в техсервис или, чтобы не морочить себе голову, купить новый
коммутатор. Когда
будете искать причину «гибели» замененного, не слушайте тех, кто
скажет, что
авария произошла из-за того, что вы ездили без аккумулятора. Это
чушь! Системы
электроснабжения, в которую входит АКБ и зажигание, на скутерах
полностью
независимы.
А теперь о том, как проще всего уничтожить
электрооборудование. Рано или
поздно на «пожилом» скутере нужно что-то подварить. Помните, если
будете работать
электросваркой, даже если нужно всего лишь что-то «прихватить» или
«поставить
точку», обязательно отсоедините коммутатор и стабилизатор напряжения
-иначе
их угробите. Во время сварки закрепите «массу» сварочного аппарата
как можно
ближе к месту сварки. Учтите, силовые агрегаты большинства скутеров
крепятся
к раме через сайлент-блоки - они не пропускают ток. Значит, ток
пойдет по
«массовым» проводам. А это смерти подобно: за несколько секунд
сварочный ток
превратит провода в комок «армированной» расплавленной пластмассы.
Расскажи друзьям:
|