Регулировка натяжения привода
задней передачи
Начните с мойки и смазки цепи специальными составами: ее звенья
должны двигаться
легко, без заеданий. Но смазывайте правильно. Иные «специалисты»
брызгают
жидкость на наружную сторону звеньев. Не так! Носик распылителя
нужно направлять
только на ролики - дальше смазка сама растечется, куда нужно. Не
торопитесь
трогаться - дайте составу впитаться, а минут через 10-15 протрите
цепь насухо
- иначе при езде центробежная сила сбросит излишки смазки на
покрышку, тогда
и поскользнуться недолго.
Ослабьте гайку оси заднего колеса, затем натяжные болты, по
рискам натяните
цепь. Следите, чтобы количество рисок с каждой стороны было
одинаковым. Проверяйте
натяжение цепи так: возьмите ее посредине и покачайте вверх-вниз.
Для дорожного
мотоцикла перемещение в 2-3 см - норма. У байка для шоссейных гонок
(у них
ход задней подвески обычно мал) люфт может быть чуть меньшим. Для
эндуро наоборот
- большим. Если появились сомнения и у вас есть время, найдите
положение цепи,
при котором она натянется сильнее всего: установите мотоцикл на
центральную
подставку, отсоедините амортизатор и, качая маятник, найдите это
положение.
Но должен оставаться небольшой люфт - ни в коем случае не доводите
натяг цепи
до состояния струны! Правило: лучше «недоборщить», чем
«переборщить». Перетянутая
цепь не только быстрее износится, но и «съест» звездочки. Слабовато
натянутая
тоже их портит, но гораздо медленнее. Однако прослабленная цепь на
эндуро
способна разгромить ловушки.
Обычно у мотоциклов зарубежного производства заднее колесо
можно точно выставить
по рискам на маятнике. Но случается, что после падения маятник или
рама деформируются.
Если появились сомнения, проверьте соосность колес - вот так.
Натяните две
веревки так, чтобы они слегка касались бортов задней покрышки и
уходили к
передней. С помощью регулировочных болтов заднего колеса добейтесь,
чтобы
веревки оказались на равном расстоянии от бортов передней покрышки.
Запомните
расположение меток и в дальнейшем делайте поправку. Бывает, что
риски совпадают,
натянутые веревки показывают, что колёса соосны, но мотоцикл ведет
себя странновато,
например, в правый поворот входит легко, а в левый - с трудом, или
наоборот.
Скорее всего, рама все-таки деформировалась так, что одно из колес
наклонено
в вертикальной плоскости. Ездить на таком инвалиде опасно. Самому
исправить
раму «в ноль» очень сложно - обратитесь в мастерскую, но в ту, в
которой есть
стапель.
Можете радоваться: вскоре грязная и долгая возня с цепью уйдет
в прошлое
- для многих современных мотоциклов выпускаются комплекты для замены
цепной
передачи на ременную. Кого-то может отпугнуть более высокая цена и
кажущаяся
ненадежность ремня. Что говорить, такой набор приблизительно в два
раза дороже,
чем комплект из новой цепи и двух звездочек. Но и служит он, как
минимум,
в два раза дольше. Цепь нужно промывать, смазывать через каждые 500
км пробега
или после дождя. Помните, сколько стоят жидкости для чистки и
смазки? Да и
лязг цепи при езде давит на слух. Ремень же гораздо меньше
растягивается,
не требует обслуживания и работает бесшумно. Его натяжение
проверяют, поворачивая
относительно его оси - он должен повернуться на 90°. Ремень
сглаживает рывки
в трансмиссии -значит, КП и сцепление прослужат дольше. Только для
двух категорий
мотоциклистов мы не беремся его рекомендовать - спортсменам и
владельцам очень
мощных мотоциклов, предпочитающим динамичный стиль езды.